Успешное развитие компании зависит от того, кого выбирают в качестве поставщиков товаров и услуг. Особенно важно это для поддержания устойчивости бизнеса в период кризиса. Необходимо определить основные критерии выбора поставщика, главные требования к нему и неуклонно следовать им. В этом случае есть возможность грамотно управлять процессом закупок и не переживать за выполнение в полном объеме заключенного контракта.
Получить необходимые знания, лежащие в основе закупок, по которым проводится процедура выбора поставщика, можно в онлайн-школах, где есть возможность пройти курс Грамотное управление закупками без штрафов и стрессов. Такую возможность предоставляет образовательный центр «Effecom».
Критерии оценки будущих поставщиков
К своим контрагентам организации и компании могут предъявлять различные требования. Чаще всего выбор поставщиков товаров опирается на несколько критериев:
- Уровень компетентности – определяют после сопоставления возможностей исполнителей с потребностями заказчика и выявления проблем в работе.
- Объем бизнеса – показывает материальный уровень (штат, склады, транспорт, доступные технологии).
- Выдерживание качества – сравнение образцов с серийной продукцией.
- Финансы – «здоровый» финансовый баланс.
- Ценовой показатель – соответствие качеству и среднему значению по отрасли.
- Деловая культура – оценка уровня услуг, манеры общения, соблюдения сроков, времени ответов на письма и т. п.
Данный список критериев сопровождает выбор поставщика продукции, цель — найти кандидата, соответствующего требованиям на 100%.
Методы оценки выбора поставщиков
Чтобы поиск исполнителя завершился успешно, необходимо шире использовать имеющиеся методы выбора поставщика. Одним из самых распространенных способов является рейтинговая оценка. Эксперты или служба закупок оценивают контрагента с точки зрения надежности, цены, качества, возможности ускоренной поставки и других критериев. Подсчитав рейтинг и сравнив результаты, выбирают лучшего.
Затратно-коэффициентный метод предполагает расчет расходов, доходов и рисков. После анализа делают наиболее выгодный выбор.
Рассмотрение доминирующих характеристик – еще один метод. Сосредотачиваются на единственном параметре. Пример — низкая цена, график доставки, качество. Метод простой, но не без недостатков – игнорируются все факторы, кроме одного.
Метод предпочтений основывается на информации, стекающейся из разных источников. Оценка осуществляется инженерными, диспетчерскими и другими службами.
Этапы выбора
Тендер в ЕИС – многоуровневая процедура, начинающаяся с постановки задачи и заканчивающаяся поступлением продукции или оказания услуг. Основополагающим пунктом всего проекта является процесс выбора поставщика в системе. Среди его основных этапов:
- Определение потребностей организации.
- Формирование списка параметров, номенклатуры поставок.
- Оценка затрат с целью сделать окончательный вывод о покупке или производстве товара своими силами.
- Определение типа закупок.
- Выявление списка потенциальных исполнителей.
- Анализ выбора поставщика (сравнение уровня цен, порядка проведения платежей, географического положения, сроков исполнения, мощности предприятия и др.).
- Условия загрузки, складирования, транспортировки.
- Ведение контроля за процессом закупок, соблюдением договора (сроки, цены, качество сервиса и продукции).
Возможные проблемы при поиске исполнителя
Вне зависимости от того, какие способы выбора поставщика использовались, проблемы могут возникнуть на любом этапе. Существует высокий риск заключить контракт с фирмой-однодневкой. Это происходит по причине недостаточного объема собранной информации об исполнителе. Трудности появляются и в случае некачественно оформленных документов. Возникающая проблема выбора поставщика несет неприятные последствия – нарушение сроков поставки, дефицит ресурсов, остановку производственных линий, снижение качества продукции и ее конкурентоспособности, увеличение стоимости товара из-за повышения цены на сырье, потерю клиентов по причине снижения качества.
Процедуры отбора поставщика
Поиск исполнителя завершается в ходе проведения закупок на торговой площадке. В процессе конкурентных и неконкурентных торгов осуществляется организация выбора поставщиков. Если исполнитель единственный, заказчик может обратиться к нему, но при этом необходимо обосновать, почему невозможна закупка другим способом.
Состязательный принцип поиска используется в конкурентных формах торгов:
- Аукцион – может быть открытым, электронным, с понижением начальной стоимости, условия выбора поставщика определяются наименьшей ценой.
- Конкурс – отбор победителя осуществляется по цене, срокам, квалификации и качеству.
- Запрос котировок – выбор поставщика по самой низкой предложенной цене контракта.
- Конкурентные переговоры – заключение договора после консультаций с участниками.
- Переторжка – возможность подать улучшенные ценовые предложения еще раз.
Можно ли безошибочно выбрать поставщика
Не существует идеального способа, критериев поиска и подбора контрагента. Для определения наилучшего варианта нужно четко определить цели предприятия или организации и воспользоваться одним или несколькими методами для оценки исполнителя. Вопрос выбора очень серьезный, поскольку ошибки могут отрицательно сказаться на работе фирмы и ее репутации. Один из вариантов оптимизации процесса — прохождение обучения в образовательном центре. Это можно сделать дистанционно, в режиме онлайн, записавшись на курс для заказчиков. Программа, разработанная преподавателями с практическим опытом, помогает получить знания, необходимые для минимизации рисков и грамотного подбора поставщиков.